Откуда взялось название Велосипед

в блоге Всякое про велосипед
0
Комментировать

5

Многие люди любят скорость, а для некоторых просто необходимо быстро передвигаться. В Древнем мире существовала профессия скорохода, которая была весьма почётной. Но не всякий мог быть скороходом, да и лошадь не каждому была по карману. Человеку предстояло научиться передвигаться быстро, легко и без посторонней помощи.
Посмотрите на велосипед: он состоит из многих деталей, и изобрели его не сразу. Сначала придумали самокат. В начале XVII века в Европе можно было встретить взрослых серьёзных ездоков на самокатах. Называлось такое средство передвижения не самокатом, а "селерифером", что в переводе значит "быстроход". У этого быстрохода была примитивная и неудобная конструкция. Выглядел он, как брус на двух колёсах, — переднем и заднем. Ездок отталкивался ногами от земли, а затем становился на брус. Некоторое время он ехал по инерции, балансируя, чтобы не упасть.
На протяжении XVII и XVIII веков любителям быстрого передвижения приходилось кататься на этих несовершенных быстроходах. История умалчивает, сколько было расквашено носов, но зато достоверно известно, что в 1814 году немецкий изобретатель барон Драйс фон Зауербронн решил усовершенствовать свой быстроход. Сам он носил звание княжеского лесничего и, по-видимому, частенько падал на извилистых лесных дорожках. Он снабдил брус седлом, а также ввёл такое важное усовершенствование, как руль над передним колесом.
В 1815 году Драйс приехал на своём изобретении в Вену, где тогда проходил Венский конгресс. Однако на солидных учёных мужей вид Драйса на самокате произвёл удручающее впечатление. Ожидаемой награды он не получил, зато был обвинён в легкомыслии и лишён звания княжеского лесничего.
Впрочем, впоследствии справедливость всё же восторжествовала, и Драйс получил должность профессора механики вместе с десятилетним патентом на своё изобретение. Конечно, "беговые машины" Драйса были далеки от совершенства, но всё же они демонстрировали неплохую скорость. В 1817 году отставной лесничий на спор за четыре часа преодолел расстояние в 170 километров. К слову сказать, почтовый дилижанс тратил на такую поездку в четыре раза больше времени.
Вначале изобретение Драйса называлось "дрезиной", что буквально переводится как "беговая машина". Но в 1818 году француз Динер приобрёл патент на изготовление "дрезины" в своей стране и придумал новое, всем нам знакомое название "велосипед". Образовано оно из двух латинских слов: "velox" — "быстрый" и "pedis" — "нога"; то есть дословно велосипед переводится как "быстроногий".
Вскоре в европейских странах началось массовое увлечение этой новинкой. Щеголи и франты из высшего общества не считали для себя зазорным погонять на велосипедах по улицам, а также демонстрировали своё мастерство на специальных площадках. Но мода капризна, и уже в конце 20-х годов XIX века первый велосипедный бум пошёл на спад.
Но оставим на время Европу и перенесёмся в Россию. Как обстояли дела с велосипедным изобретательством здесь? Оказывается, ещё в 1752 году в сенат был подан проект "самобеглой коляски". Автором его оказался некий Леонтий Шамшуренков, который в то время сидел в казанском остроге. Под свой проект он получил свободу и "кормовых денег по 10 копеек на день". Этот самородок создал нечто среднее между велосипедом и автомобилем на мускульном ходу. Однако его изобретение не прижилось, так как для перевозок и путешествий люди предпочитали использовать лошадей.
Ещё одним русским изобретателем велосипеда называют крепостного мастера Ефима Артамонова. Он занимался слесарным делом на заводе в Верхнетурье под Пермью, где и изготовил самодвижущуюся коляску. Оставив завод, он поехал на своём изобретении сначала в Екатеринбург, затем в Петербург, а оттуда — в Москву. В Москву он попал 19 сентября 1801 года, как раз в день коронации Александра I. То есть это произошло за 14 лет до знаменитой поездки немца Драйса в Вену! Государь подивился на чудо-машину и даровал Ефиму вольную, однако по возвращении в родное Верхнетурье мастера всё равно били кнутом за отлучку, а его изобретение с характерной русской безалаберностью нигде не было запатентовано. Сам же велосипед Артамонова был присоединён к царской коллекции редкостей и вскоре забыт.
А в Европе изобретатели продолжали свою работу, и в 1845 году немец Милиус установил педали на переднем колесе велосипеда. Отныне ездокам уже не надо было отталкиваться ногами от земли. В 1867 году появились первые велосипеды с очень лёгкими колёсами с проволочными спицами. До этого велосипеды делали из дерева, что, конечно, усложняло ездокам жизнь. Спустя ещё два года публике были представлены велосипеды с металлической рамой, а во Франции началось их фабричное производство. В то же время были придуманы велосипедные шины из каучука, а французский фабрикант Сюрирей ввёл в конструкцию шарикоподшипники. Англичанин Лоусон добавил цепную передачу от педалей на задние колёса. После этого скорость велосипедов возросла настолько, что они могли соревноваться с верховой лошадью.
В 1869 году была проведена первая велосипедная гонка по маршруту Париж — Руан. Победителем оказался англичанин Мур при средней скорости около 11 км/час. Нынче средняя скорость гонщиков — 45-47 км/час, а на финише они разгоняются до 65 км. На первых современных Олимпийских играх в 1896 году в шоссейной гонке на 100 км участвовало 10 смельчаков, а до финиша докатились только двое
В 1885 году дублинский ветеринар Данлоп с помощью полотняной ленты прикрепил к велосипедному ободу пневматические шины из гуттаперчевого шланга. Он же придумал и клапан, позволявший легко и быстро накачать колесо, но не выпускавший воздух наружу. Всё это он сделал для 12-летнего сына, не рассчитывая на широкую известность своего изобретения. Мальчик просто ездил на велосипеде и не привлекал чьего-либо внимания. Так продолжалось до тех пор, пока заезжий коммивояжёр, поражённый легкостью хода велосипеда, не оценил его по достоинству и не указал изобретателю на ценность его находки. Только в 1888 году Данлоп оформил патент и наладил промышленное производство пневматических шин, которые вскоре распространились по всему свету.
Забавными кажутся велосипеды XIX века с громадными передними колёсами. Делали их такими для увеличения скорости, и их ездокам было не до смеха. Ведь езда на громоздких конструкциях была сопряжена с риском для здоровья. Но после того как была изобретена цепная передача, велосипеды приобрели привычный всем нам вид.
В 1898 году придумали педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В то же время изобрели и ручные тормоза.
В 2005 году по итогам опроса общественного мнения в Великобритании, велосипед был признан величайшим техническим изобретением с 1800 года.
Ныне велосипед — самое распространённое транспортное средство. Во всём мире используется более миллиарда велосипедов. Правительства некоторых стран, обеспокоенные неблагоприятной экологической обстановкой в городах, призывают граждан по возможности пользоваться не машинами, а велосипедами. В некоторых странах, например в Дании, Швеции, существуют специальные дорожки для велосипедистов. И правда — чем велосипедисты хуже обычных пешеходов, для которых придумали тротуары?


Поделиться:


Язычник, 0 21 февраля 2013

не хочу велодорожки.мне и дороги хватает.

Ефрик, 0 21 февраля 2013

"чем велосипедисты хуже обычных пешеходов, для которых придумали тротуары?"

тем, что они лучше обычных пешеходов и им не нужны резервации для передвижения по городу.

Ефрик, 0 21 февраля 2013

"Ныне велосипед — самое распространённое транспортное средство. Во всём мире используется более миллиарда велосипедов."

Думаю, если вычеркнуть отсюда Китай, то велосипед станет далеко не самым распространенным тс… очень далеко.

danila_struct, 0 21 февраля 2013

за 4 часа 170 километров на бревне с двумя колесами? ну и бред..)

ВелоДьявол, 0 21 февраля 2013

@danila_struct, шах и мат, Лэнс!

Ваш комментарий
Отменить