зимой на велосипеде

в блоге Всякое про велосипед
+6
Комментировать

38

Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил на личном опыте
22.11.2016 | Автор: Тим Скоренко
transport.mos.ru/bicycle/news/#!/page/news/ ...
http://transport.mos.ru/common/upload/img/images58_f8b7782e4d236d3bcfed4dd1e6aaee0b.jpg
Когда меня видят зимой на велосипеде, сразу делают круглые глаза. Как ты катаешься? Так скользко же! Так холодно же! На самом деле катание зимой почти не отличается от катания летом.
1. Так скользко же!

Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности — точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба — это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет — он может упасть только вбок. А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть — гораздо меньше, чем у пешехода.

Что необходимо: в идеале — зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.

Чего делать нельзя: резко поворачивать и — важно! — «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.

Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля.



Хитрости и тонкости: Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль — его будет вырывать — и двигаться прямо.

2. Так грязно же!

Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.

Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти — всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями.



Что необходимо: обязательно — правильные крылья. Укороченные, спортивные — всё это не подходит. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд — переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.

Хитрости и тонкости: Важный фактор — это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач — и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход — аккуратно закатывать брюки буквально на 2?3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена, лучше всего — горнолыжные или для альпинистов.

3. Так холодно же!

Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде, если она не прогулочная, — это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают). Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого — нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.

Что необходимо: так, про шерстяные гольфы я уже говорил. Скажу про ветровку — это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается. Именно хорошая ветровка — это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней — второй вопрос.



Ещё категорически необходимы перчатки. Без них даже не думайте выезжать. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.

Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место — защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале нужно термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.

4. Оборудование велосипеда

Велосипед — это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.

Тормоза. Если дисковые — то всё хорошо, можно не париться (главное — не забывайте об увеличении тормозного пути). А вот если ободные, то они при при длительном простое на морозе ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15?20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов — роллерные, барабанные, ленточные — рассказывать не буду ввиду их редкости.



Передачи. После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Будьте осторожны. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.

Педали. Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), то зимой смотрите чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.

Велозамок. Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее в мороз, чем замок с кодом.

Сиденье. Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.

Электрика. Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye зимой у меня не работает, и O-Synce — тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю.



Сигнал. Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт — особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.

5. Правила вождения и ухода

Естественно, зимнее вождение отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.

1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить.

2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам.

3. Где бы в квартире не стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь.

4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.

Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное — не бойтесь выехать зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности — потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.

Финны же ездят. И датчане. А мы чем хуже?


Поделиться:


Ounce (Унц), +30 26 ноября 2016

Про многослойную одежду полностью поддерживаю.

Vitamin, +780 26 ноября 2016

@Ounce (Унц), <<< Если вы успеваете выстегиваться летом из контактов, то зимой с этим проблем нет >>> — ну это совсем не факт и смотря где ездить, смотря по каким дорогам и смотря по какой погоде.

Ounce (Унц), +30 26 ноября 2016

@Vitamin, 3 года практики зимней езды по дорогам и прилегающим кустам.

Ounce (Унц), +30 26 ноября 2016

@Vitamin, контакты да могут обледенеть пока стоит вел, но лед легко сбивается.

Nicker, +117 27 ноября 2016

Кстати, ещё про цену ветровки — чушь. Куртка из Декатлона за 2500 р. абсолютно непродуваема. Я надеваю её непосредственно на одну лишь футболку и вплоть до -8..-6 мне жарко. При -17..-8 надеваю ещё простейшую флиску — и жарко (на ценнике было написано, что куртка комфортна при -5..0 — видимо, тестировалась на голое тело, либо в покое).

Vitamin, +780 27 ноября 2016

@Ounce (Унц), Не факт, не факт. У меня тоже практики немало, а еще SPD бывает забиваются грязью и тоже не отсегиваются. Вот потому то я от них и отказался в итоге, перейдя на более надежные.

Vitamin, +780 27 ноября 2016

@Nicker, <<< Я надеваю её непосредственно на одну лишь футболку и вплоть до -8..-6 мне жарко >>> — тут не всё так однозначно и у разных людей разная терморегуляция

...MW..., 0 27 ноября 2016

Проблема одна, золотая зимняя велообувь которую еще хрен где померить перед заказом. =(
А шипастые покрышки 2.35 и старый байк для убивания реагентом не проблема =)

fenix007, +1 27 ноября 2016

@...MW..., Да я бы не сказал что золотая. Купил недавно ботинки шимано, с примеркой, чуть больше шести тысяч.

Nicker, +117 28 ноября 2016

@Vitamin, >> тут не всё так однозначно и у разных людей разная терморегуляция

Вот и я о том же. Зачем сразу склонять людей к потреблятству? =)

...MW..., 0 28 ноября 2016

@fenix007, за 6 и летние коммунизм ) где не секрет ?

Vitamin, +780 28 ноября 2016

В общем и в целом, если подвести разумные итоги, то будут вот такие краткие тезисы

- зимняя велоезда требует более вдумчивого отношения и грамотного подхода во всех аспектах, относительно лета;

- Зимой ездить по дорогам и улицам опаснее и заметно возрастают риски заносов и падений;

- Зимой и в межсезонье следует соблюдать особые меры предосторожности;

- Велосипед следует заранее и специально подготовить к зимнему регулярному катанию;

- Велосипед зимой требует гораздо более частой мойки/чистки и более тщательного обслуживания;

- Химические противогололедные реагенты и песок с солью агрессивно воздействуют на сам велосипед и его навеску и заметно сокращают срок службы оных;

- Одеваться нужно по многослойному методу в соответствии с индивидуальными возможностями и особенности терморегуляции и закалки организма. Обязательно иметь защиту от ветра;

- Ноги и руки обязательно нужно утеплять и еще дополнительно защищать велообувь от воды и грязи;

- Вся велоэлектроника, включая велосвет, зимой имеет меньшее время работы от одного комплекта батарей/аккумуляторов и это важно учитывать;

- Средняя скорость велопередвижения зимой как правило меньше, чем в теплое время года и это следует учитывать при планировании зимних велопоездок;

Ounce (Унц), +30 29 ноября 2016

Маленькая добавка по стоянке велосипеда дома: купите длинные цветочные балконные ящики и пол будет гораздо чище.

saola, +472 29 ноября 2016

@Ounce (Унц), Вот спасибо-то за подсказку ! Пригодиться не только зимой,но и в слякотную погоду. Колесами в ящик , и пол чистый, без лужиц. Да и при притирки вела тоже грязь в ящичек балконный для цветов посыпется.

Reverse, +1230 29 ноября 2016

@saola, под вел еще хорошо идут автомобильные впитывающие коврики, все говно с трансмиссии моментом вбирают.

saola, +472 29 ноября 2016

@Reverse, тоже хороший совет,спасибо ! Надо будет запастись ковриками. Видела в АШАНе, за копейки.

soar, +4 30 ноября 2016

еще покрыть вел и ходовую часть силиконовым защитным покрытием (продается в ультрабайке). но ездить зимой, лично я пас. однако, вел жалко

istrebitel, +1 3 декабря 2016

половина в статье — п738добольство…а самое главное — если делать как пишет автор — можно калекой стать (ну разумеется если по ПЧ ездить а не скакать по пешезонам, как сайгак)

Inna, 0 3 декабря 2016

Каждый сам для себя решает-ездить ему зимой или ждать тепла.Для меня лично пол-года ожидающий тепла велосипед,навевает уныние,я езжу зимой.Небыстро,по обстоятельствам-но ни снег идущий сверху,ни лед снизу меня не пугают.В прошлом году пару раз валилась,в этом поставила шиповки,довольна.Но езжу все равно аккуратно,и по ПЧ,и по пешеходным-там бывает вообще атас,какие наледи.Бывает и заносит и кидает-главное руль крепче и ногами работать,выруливаю!Вчера 41 км отмахали,и отлично)Велосипед весь обработан спец составом,выглядит и ходит получше оных летних))

Inna, 0 3 декабря 2016

Вот с одеждой частенько промахиваюсь-чаще всего жарко.Одеваю легкую термокофту , легий хбешный демпер.Все это под легкую курточку.На голове шапочка с ушками,шлем.Перчатки двойные,с флисовой подкладкой,сверху непродуваемые.Ноги утепляю-термоноски и сверху шерстяные следки.Езжу в простецких дутиках-мне так удобно.перепробовала много обуви,это самый оптимальный вариант.В стоймагазине купила замечательные очки-маску.Все!Ничего сверхсложного!

Ваш комментарий
Отменить