Игровая дистанция на соревнованиях ОТрыв состоит из контрольных пунктов (КП) – точек города, в которых предстоит побывать участникам. Местонахождение КП задается специальными легендами для поиска. В этой статье будет рассказано о том, какие поисковые легенды (задания) традиционно используются в наших играх.
Мы надеемся, что информация из данного раздела поможет участникам узнать больше о городском ориентировании, повысить уровень своей подготовки и показывать более высокие результаты, а организаторам различных городских соревнований – придумывать более качественные, интересные и разнообразные задания.
Наиболее простой и чаще всего используемый способ описать местонахождение КП в условиях города – указать адрес ближайшего к нему здания или строения. В таких случаях адрес указывается жирным шрифтом в первой строчке задания, например:
КП 41. Улица Николая Дрозда, 7
Детская площадка во дворе дома.
Немецкий дот времен ВОВ.
Количество амбразур для стрельбы, и стороны света, на которые они выходят.
Выполнять такие задания достаточно легко. Здание с указанным в легенде адресом почти всегда удается найти в подробном атласе города. Прибыв к нужному зданию, игроки начинают поиск и ориентирование на местности: каждая последующая строка легенды все более детально уточняет местонахождение нужного объекта.
Наконец, найдя требуемый объект, игроки вносят в маршрутный лист отметку о выполнении задания. Такой отметкой обычно служит некоторая информация или ответ на вопрос, указанный жирным шрифтом в последней строке текста задания.
Зона поиска объекта может не ограничиваться одним конкретным зданием, что можно показать на следующих примерах:
КП 07. Улица Купревича
Академгородок.
Институт геохимии и геофизики.
Фамилия директора института геологии и гидрогеологии в 1929-1935 гг.
КП 01. Площадь Якуба Коласа
Конечная остановка автобусного маршрута.
Расписание движения.
Наибольший интервал между рейсами в течение дня (в минутах).
В первых сезонах наших соревнований довольно часто отметка на КП была «живой»:
КП 02. Микрорайон Уручье-2
Скамейка в ландшафтном парке «Музей валунов»
Подпись судьи соревнований.
В настоящее время такие КП встречаются достаточно редко. Область их применения – финиш дистанции или финиши этапов, на которых необходимо выдать участникам задания на очередной этап; место выдачи дополнительных заданий; стратегические КП, увеличивающие время таймаута; КП в зеленых зонах, труднодоступных местах («Бурундуки», «Красные Кхмеры») или в жилых домах в частном секторе.
По традиции, дистанции наших игр не обходятся без заданий и объектов следующего типа:
КП 12. Квартал, ограниченный проспектом Машерова и улицами М.Богдановича, В.Хоружей, Куйбышева
Кирпичная трансформаторная подстанция (ТП) с «юбилейной» датой.
Номер ТП.
Иногда адрес, указанный в задании, можно найти только на местности: даже в самых подробных атласах города изображение нужного здания отсутствует. В таком случае в текст задания может быть включена подробная инструкция для поиска:
КП 31. Брилевский тупик, 16
Найдите рекламный щит с указателем проезда к СТО, расположенной по указанному адресу. Щит установлен возле магазина «Стройматериалы» (начало улицы Казинца, четная сторона). Учтите, что в реальности Брилевский тупик гораздо длиннее, чем его изображение на картах; однако он частично проходит по закрытой территории, и сквозной проезд и проход по нему невозможен.
Далее следуйте указателям к «СТО». Пройдя через открытые автомобильные ворота товарной станции, за переездом поверните направо. Увидев слева красные вагоны пожарного поезда, остановитесь.
Белый кирпичный забор справа от вас.
Надпись (кирпичами другого цвета) в честь юбилея.
Текст надписи.
Случается, что необходимый объект располагается на закрытой, охраняемой территории. Однако, участники должны всегда помнить о том, что каждое задание обязательно предусматривает возможность взятия КП без проникновения на такие территории. В подобных случаях смысл задания заключается в том, чтобы отыскать удобный ракурс, с которого нужный объект хорошо просматривается:
КП A. Район, ограниченный улицами М.Богдановича, Некрасова, Восточная, Лукьяновича.
Центр военной радиосвязи.
Количество антенных мачт.
Помимо адреса, местонахождение КП может быть задано в виде карты или схемы – современной, исторической, контурной или абстрактной:
БурундукиКП 2A. «Бурундуки»
Точка, отмеченная на карте из атласа «Улицы Минска».
«Люди на болоте».
Подпись судей.
Если с современными картами дело обстоит достаточно просто (нужно лишь пролистать атлас в поисках совпадающего фрагмента), то для успешного решения заданий с историческими картами участники должны попытаться выделить на них изображения объектов, которые, возможно, сохранились и до настоящего времени. Такими объектами могут быть очертания рек, железных дорог, названия населенных пунктов:
Клх. им. О.Г.П.У.КП 21. Клх. им. О.Г.П.У.
Точка, отмеченная на карте 1933 года.
Остатки пешеходного моста.
Ближайшая (к мосту) опора линии электропередач (на любом из берегов реки).
Номер опоры.
«Собачка нюхает паучка»КП C. «Собачка нюхает паучка»
Определите здание, обозначенное крестиком на рисунке.
Детская площадка с «гнездом».
Количество изображений птиц на бетонных стенках.
Следующий тип заданий с иллюстрациями – фотозадания. Основной смысл таких заданий – не проверить зрительную память участников, а дать им возможность определить нужное место, исходя из совокупности деталей, взаимного расположения объектов на фотографии, или определения способа, с помощью которого был сделан данный снимок. Дополнительную информацию для решения задания часто можно почерпнуть и из сопровождающего текста:
«Фотозадание»КП 02. «Фотозадание»
Определите на местности точку съемки данной фотографии и примите положение фотографа.
Поверните налево и двигайтесь прямо. За остановкой троллейбуса поверните направо. За зданием с угловой башней поверните налево. Остановитесь через 150 м.
Фамилия врача, который в любую погоду стоит возле входа в здание.
Иногда встречаются фотозадания со следующей особенностью: участникам кажется, что вспомнить, где находится объект, изображенный на фотографии, сложно или невозможно. Но дистанция соревнований построена таким образом, что маршруты команд проходят в непосредственной близости от загаданного объекта. И если участники достаточно внимательны, то они обязательно заметят нужный им объект по ходу прохождения трассы:
«Значок»КП 29. «Значок»
Здание, которое изображено на значке игры с голубым фоном.
Год постройки здания.
И наконец, самые сложные (но и самые интересные и запоминающиеся) типы заданий – логические задания. В них адрес нужного объекта оказывается зашифрован специальной легендой. Обычно для решения таких заданий достаточно лишь умения работать с картой города (и справочным разделом, который к ней прилагается):
КП С. «Четыре С»
Четырёхугольный квартал, образованный пересечением четырёх различных улиц, название каждой из которых начинается на букву «С».
Дом №24 в этом квартале.
Наибольший номер квартиры (помещения).
КП A. «Короче не найдёшь»
Городская улица с самым коротким названием.
Мемориальная табличка на одном из домов.
Полное имя человека, в честь которого названа эта улица.
В таких заданиях могут быть зашифрованы не только какие-либо свойства или взаимные конфигурации улиц, но и, например, различные городские объекты:
КП 06. «Событие»
В Минске есть проспект, улица, парк, площадь и кинотеатр, которые названы в честь одного и того же события.
Летний зрительный зал (под открытым небом) указанного кинотеатра.
Количество фонарных плафонов.
Нередки задания, в которых для описания местоположения КП используются сведения о транспортной схеме города. Часто, когда объектов в тексте задания слишком много, для их описания вводятся специальные «заменяющие переменные»:
КП 6.
[U] — искомая улица. Определить её название можно, используя следующее описание:
[V] — остановка, относительно которой известно следующее:
- в обе стороны через неё проходят одни и те же маршруты городского транспорта;
- через неё проходит только один троллейбусный маршрут;
- через неё проходят три автобусных (городских, неспециальных) маршрута, сумма их номеров равна 260;
[W] — один из этих автобусных маршрутов.
[X] — конечная, при следовании к которой маршрут [W] начинает работу в 5:28;
[Y] — третья по счёту остановка, которую делает автобус маршрута [W] при следовании от [V] к [X] после проезда мимо заброшенной остановки без названия;
[U] — шестая по счёту остановка при следовании от [Y] к метро любого из троллейбусных маршрутов, кроме такого из них, который проходит рядом с точкой старта соревнований.
[Z] — исторический адрес дома 24 по улице [U], который уже более трёх десятилетий сохраняется на его стене.
Форма ответа: [Z]
Иногда для решения заданий от участников (при отсутствии у них нужных знаний города) требуется проверка нескольких вариантов, каждый из которых кажется подходящим. Такие задания достаточно редки, но в играх повышенной сложности могут встречаться:
КП 02. «Скрытый фасад»
Площадь [T] образована двумя улицами и одним проспектом. На неё выходят фасады административных и социально-культурных зданий, в которых есть секции следующей этажности: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 14.
Пятиэтажное здание, фасад которого скрыт пристроенным спереди высотным корпусом.
Скульптурные барельефы.
Самое длинное слово в цитатах.
КП 02. «До Советской Солнечной Победы»
Остановочный пункт, с которого отправляются прямые электропоезда в сторону «Победы», «Солнечного», «Советского», и не отправляются – в сторону «Фестивального».
Здание закрытых билетных касс.
Дата закрытия.
Местоположение некоторых КП можно узнать не сразу, а лишь побывав в определенном месте города, которое также может быть зашифровано:
КП 40. «Пешеходные улицы»
На одной из городских улиц дома №17 и №19 построены вплотную друг к другу. На стенах этих домов висят таблички с названиями еще двух улиц. При этом все три указанные улицы в данном месте являются исключительно пешеходными. Кроме того, парадные фасады этих двух домов выходят на площадь и на проспект.
Памятник архитекторам возле указанных домов.
Самое низкое из трех зданий, образующих памятник. Если у вас будут сомнения – с большой долей вероятности изображение нужного здания вы найдете в своем кармане.
Автомобиль с эмблемой соревнований в прилегающем сквере.
Подпись судьи.
В некоторых заданиях с помощью абстрактных признаков может даваться описание известных каждому горожанину объектов. Например, в следующем задании подразумеваются линии и станции минского метрополитена, а также его сотрудники:
КП A. «Синие и красные»
В Минске в настоящее время действует 23 таких объекта. 14 из них обычно обозначают красным цветом, а остальные – синим.
Найдите девушку, у которой самый южный из этих объектов – место работы, а его цвет совпадает с цветом ее головного убора.
Имя и фамилия девушки.
Иногда встречаются задания, в которых используются общеизвестные факты, не связанные с конкретным городом. Решение таких заданий предусматривает «догадку». Почти всегда такие задания являются бонусными, так как использование их в качестве обязательных противоречит принципу спортивности. Особо следует отметить, что почти всегда названия этих заданий не несут никакой смысловой нагрузки.
КП 1A. «Флаги»
ФлагиОпределите республику бывшего СССР, современный флаг которой отсутствует на рисунке.
Улица, названная в честь столицы данной республики.
Дом 10, квартира 17, пятый этаж.
Подпись судьи, празднующего сегодня день рождения.
Вот еще одна из подобных загадок: в ней идет речь о героях известной скороговорки – Карле и Кларе (в минских реалиях – Карле Либкнехте и Кларе Цеткин):
КП 0A. «Бонни и Клайд»
В названия двух пересекающихся минских улиц входят имена двух участников широко известного двойного похищения.
Рядом с указанным перекрестком проходит переулок, названный в честь «синего» направления.
Дом №15 по данному переулку.
Адресная табличка (с нижней частью в форме круга).
Первое слово.
И наконец, совсем в редких случаях, местонахождение КП может быть не определено явно или постоянно меняться. Вот пример такого экспериментального задания:
КП E. «5029»
Узнайте, по какому маршруту сегодня ходит троллейбус №5029.
Ответ вместе с номером вашей команды отправьте на пейджер 289-1212, аб.5029.
Поделиться: