MisterVolk 01.03.2015 +8

Проехал 1195км. Пора менять цепь или рано?

Проехал 1195км. Пора менять цепь или рано?

Vitamin, +100 9 марта 2015

Сказано же было выше, что цепи бывают разных фирм-производителей и разного качества. Соответственно износ цепи — вопрос комплексный и зависит от многих факторов.

Ефрик, 0 9 марта 2015

0x0tnik, я на своей первой цепи при обычном уходе (смазывал иногда) проехал 13 тыс км. Из которых несколько тыс было проехано зимой по реагентам. А летняя эксплуатация выглядела примерно вот так
http://cs4275.vk.me/u4643962/112652758/z_767b2330.jpg

^Elk^, +1 9 марта 2015

та же картинка 3 года назад линковалась тобой, у тебя ничего свежего не появилось за это время? =))

Ефрик, 0 10 марта 2015

^Elk^, да я ее линковал уже хз сколько раз.
Насчет не появилось. Ну, во-первых, формат моего катания немного сменился. А во-вторых, я почти перестал фотографироваться. Так что из фотографий да, ничего нового не появилось.
А конкретно это фото просто мне нравится. И оно наглядно иллюстрирует мои катушки тех времен.

^Elk^, +1 10 марта 2015

Ефрик, у меня тогда вопрос по фоткэ возник. После того, как птичка вылетела — ты спешился? Или как истинный джедай, доехал до конца этой лужицы?

И чтоб, уже не оффтопить: После таких приключений, как ты за цепью ухаживал, сколько тебе цепи служат в среднем?

SashaFCSM, +232 10 марта 2015

^Elk^ он же написал выше 13тыс.км

^Elk^, +1 10 марта 2015

SashaFCSM, Ты поверил? А я нет. И почему именно 13 тыс. км., а не 13,2… )) И даже если очень гипотетически допустить, что Ефрику цепи служат с его слов по 13 тыс. км, замечу -при правильном обслуживание, то возникает закономерный вопрос. Кто такие цепи производит? Где купить, как следить?)))
У меня больше 6,5 тыс (около года) при регулярном обслуживание, цепи не служат.

SashaFCSM, +232 10 марта 2015

^Elk^ У меня за тот год (не сезон а именно год) я накал 6.800км на одной цепи, и пока еще держится!) Но уже думаю еще 500 — 1000км и придется менять. А про 13тыс км я тоже не верю. Это просто не реально.

^Elk^, +1 10 марта 2015

SashaFCSM,вот такая цепь https://www.bike-components.de/de/Campagnolo/Recor ... у меня около 7 тыс. км. отбегала. В помойку отправилась вместе с кассетой. Ну и эксплуатация естественно в основном не асфальт.

Ефрик, 0 10 марта 2015

Elk, нет не спешился. Эта лужа прекрасно проезжалась… как и еще сотня таких же в тот день. А че за ней ухаживать? Смылась смазка, капнул новой — вот и весь уход. 13 тыс откатала та цепь (чуть меньше года)… ну +/-500км, давно было — с точностью до километра не запомнил. Обычная ХТ. Но стоит учесть, что при таком пробеге, она убила звезды нахрен. В живых остались только самая маленькая спепеди и две самые большые сзади. Кто катал со мной в те годы, помнит на каком адовом каденсе я пвдхи вкручивал. щас у меня цепи столько не ходят. Звезды слишком дорогие, чтобы на цепях экономить.

^Elk^, +1 10 марта 2015

Ефрик, Цепи Shimano XT больше 3 тыс. км редко живут. Проскакивания цепи под нагрузкой на кассете, начнется намного раньше, твоего срока эксплуатации и ездить будет невозможно. По своему опыту эксплуатации цепей XT скажу, что через 2 тыс., она уже изношенна, как правило. И будет очень быстро изнашивать звёзды кассеты.
Может, всё-таки в 2ве цепи ездил? В это, я готов поверить. Сам ведь сетуешь, что давно было и точно сколько проехал км не помнишь.

teleden, +171 10 марта 2015

Всё верно, у меня цепь прошла как и у Ефрика, подтверждаю

Jam, +30 10 марта 2015

вы как-то раком на веле ездите если ушатали ХТ. Даже срам девятки ходят тысячи км без вопросов.

Ефрик, 0 10 марта 2015

^Elk^, 3 тыс — это ты чего-то совсем унизил. Это надо реально через жопу на них катать, чтобы так ушатывать.

Я тебе говорю как есть. Цепь прошла 13 тыс.
Тыс 7 где-то было до проскакивания на самых используемых звездах. А потом планомерно убивались все остальные.

^Elk^, +1 10 марта 2015

teleden, Подтверждай! ))

Jam, Имено раком, Ефрик привел свою любимую фотку в подтверждение суровых реалий эксплуатации своего коня

Ефрик, Я тебе конечно верю))

MegaShosse, +7 10 марта 2015

Блин, Ефрик поражает своей корректностью и долготерпением. Уже не вернуть ли его из ЧС?))

Ефрик, 0 10 марта 2015

^Elk^, тут еще надо учитывать несколько моментов.
Во-первых, срок службы цепи еще сильно зависит от человека под которым она ходит. Например, был один гонщик, который умудрялся ушатывать цепи в два раза меньше чем я (вот реально у него такие же цепи как у меня растягивались до того же самого состояния что и у меня за в два раза больший километраж). И это при том, что у него мощность была раза в два больше, чем у меня. Просто он ровнее и плавнее крутил и это берегло цепь.

Во-вторых, вы все так вцепились в эти 13 тыс, что упускаете из виду мои слова о том, насколько все было ушатано. Повторю еще раз. Когда у меня стало проскакивать на одной звезде, я стал пользоваться другими. Потом через тыщенку км убивалась еще одна звезда, потом еще… и так до тех пор, пока у меня не осталось лишь две звезды сзади. Я думаю, никто из вас не представляет, что такое катать по сотке км в день на передаче 22/32. У меня средний каденс был больше 120, максимальный — почти 200. Никто из вас просто не пытался так укатать цепь, вы из выбрасывали раньше.

Щас у меня цепь живет в среднем 2-3 тыс. Регулярно замеряю калибром растяжение цепи и как только проваливается единичка, цепь отправляется в помойку. А учитывая, что количество км у меня перешло в качество, мои цепи щас испытывают некислые нагрузки.

В общем, я это к чему. Это всего-лишь цифры, которые хоть и настоящие и вполне реальные, но не имеют практического применения из-за причин, озвученных выше.

MisterVolk, +8 12 марта 2015

В общем лучше в горку входить пешком, зачем давить педали и насиловать велик. Постараюсь накатать 1500км на новой цепи. А вот интересно на мотоциклах такая же ситуация с цепями или там все круче?

MegaShosse, +7 12 марта 2015

Лучше всего тщательно отмыть цепь от заводской смазки (можно в уайт-спирите), полностью просушить, проварить в машинном масле, завернуть в полиэтиленовый пакет и пакет запечатать, положить на полочку и никогда не устанавливать на велосипед. Так победим! (©)

Rasch, +1 28 марта 2015

С появлением на велосипеде цепи от педалей к колесу, стало возможным уменьшить размер колес для взрослых людей с полутора метров до 400-700 мм, что, в свою очередь, привело к повышению безопасности езды, а также к повышению скорости движения. Почему же был выбран именно цепной привод, а не, скажем, ременной или карданный (такие типы, нужно отметить, существуют, но используются крайне редко)? Цепной привод достаточно прочен, обладает высокой жесткостью и малыми механическими потерями. К тому же, используя цепной привод, можно легко организовать достаточно простую и, главное, легкую многоступенчатую передачу.
Но у цепного привода есть и минусы: относительно высокая скорость износа и необходимость в частой чистке и смазке. Системы с внешними переключателями передач плохо защищены от поломок: загнать в спицы задний переключатель передач и сломать его или его кронштейн не сложно.
Количество передач и конструкция цепи
В велосипедах сейчас используются только однорядные роликовые цепи с шагом 1/2 дюйма, т. е. 12.7 мм. Первые велосипеды имели одну передачу, большинство современных – многоскоростные. Какая же разница между теми и другими? Надо сразу отметить, что с точки зрения типа применяемой цепи, велосипеды с планетарными втулками можно отнести к односкоростным: в цепной части привода присутствует по одной ведущей и ведомой звезде.
На многоскоростных велосипедах с внешними переключателями передач устанавливают 1-3 ведущие звезды и 4-11 ведомых. Но использование большого количества звезд ведет к тому, что на многих передачах цепь идет не ровно, а с перекосом, то есть ведущие и ведомые звезды расположены не в одной плоскости, а в параллельных, но с некоторым смещением. И чем смещение больше, тем сильнее изнашиваются цепь и звезды, поэтому большинство производителей рекомендует не использовать, по возможности, передачи с большим перекосом цепи. Особенно сочетания звезд "большая-большая" и "маленькая-маленькая".
Как же была решена проблема минимизации влияния перекоса при работе цепи? В старых велосипедных цепях соединение между соседними звеньями состояло из штифта, соединяющего звенья цепи, цилиндрического стакана, скрепляющего пластины внутреннего звена, сквозь который проходил штифт, и ролика, находящегося поверх стакана. Новые цепи отличаются отсутствием стакана, роль которого выполняют загнутые внутрь вокруг отверстий края внутренних щечек. Они имеют несколько скругленную поверхность, что позволяет цепи лучше изгибаться в поперечном направлении. Это способствует лучшему переключению передач и работе цепи с перекосом. Кроме того, масло может легче проникать внутрь для смазки штифта. У цепей на 9-11 передач поперечная гибкость увеличена относительно цепей на 5-8 передач – большие перекосы им почти не страшны. Минусом такого решения стал увеличенный износ и легкое вымывание смазки.
Размеры цепи
Одно из самых важных различий между цепями, не всегда видимое на первый взгляд, но весьма существенное, это ширина цепи. Интуитивно понятно, что чем больше звезд мы хотим поставить на заднюю втулку велосипеда, тем шире придется делать втулку, ведь сильно сужать "зонт" спиц нельзя, иначе колесо потеряет поперечную жесткость. Но очень широкой втулку тоже не стоит делать по соображениям прочности самой втулки и ее оси. Поэтому, с увеличением количества передач, производители стали уменьшать расстояния между звездами кассеты и толщину самих звезд. Соответственно, чем больше звездочек размещено на кассете, тем уже должна быть используемая цепь. Ниже приведена приблизительная ширина цепей по головкам заклепок в зависимости от количества звезд в кассете.
Ширина велосипедной цепи в зависимости от количества звезд в кассете
Количество звезд в кассете Приблизительная ширина цепи, мм
1 8.7-11.0
4-5 8.7
6 7.8
7 7.3
8 7.05-7.10
9 6.6
10 5.85-6.20
11 5.5
О взаимозаменяемости цепей, рассчитанных на разное количество передач, кратко можно сказать следующее. Цепи на 11, 10, 9 передач можно ставить только на соответствующий привод: с 11, 10, 9 звездами в кассете. Цепи на 8 передач работают с кассетами на 8, 7 и 6 звезд и, возможно, на кассетах с меньшим количеством звезд, кроме односкоростных. Цепи на 7 передач – на кассетах на 7 звезд и ниже, кроме односкоростных. Далее – все аналогично. А вот поставить цепь, рассчитанную на меньшее количество передач на кассету с большим количеством звезд нельзя – щирокие цепи просто не пролезают между звездами.
Обычно на горных, гибридных и шоссейных велосипедах используются совершенно одинаковые цепи. Но ресурс одних и тех же цепей на горном и шоссейном велосипедах существенно различается. Заметному снижению срока службы цепи на горном велосипеде способствует большая загрязненность и работа при больших нагрузках: на меньших по размеру звездах натяжение цепи выше при прочих равных.
Производители цепей
На данный момент наиболее известными производителями велосипедных цепей являются такие компании как Shimano, SRAM,KMC, Campagnolo. Иногда, встречаются и другие производители, например, Rohloff, Wippermann, Mavic, SunRace, Clark's и множество малоизвестных. Но наиболее распространенной в России стала продукция первых трех компаний.
Цепи производства Shimano, SRAM и KMC полностью взаимозаменяемы, в том случае, если они рассчитаны на работу с кассетами с одинаковым числом звезд. Правда, Shimano заявляют о том, что с их звездами цепи других производителей не совместимы, но производители велосипедов смешивают все эти компоненты без сколько-нибудь заметного ущерба для качества работы.
Установка цепей
Цепи разных производителей различаются по типу соединения. Цепи Shimano и Campagnolo не имеют соединительного звена совсем. При установке такой цепи на велосипед необходим специальный инструмент – выжимка, при помощи которой один из соединительных штифтов (пинов, как их еще называют) запрессовывается на свое место или выпрессовывается при снятии. Со всеми новыми цепями Shimano, продаваемых в коробках, идет пара специальных соединительных штифтов (reinforced pin), которые имеют направляющий носик, облегчающий установку штифта на место. После установки, этот носик обламывается. Для цепей рассчитанных на 8, 9 и 10 звезд соединительные пины различаются: штифты черного цвета предназначены для цепей на 8 звезд (IG и HG), серебристого – на 9 (Super narrow HG), а более короткие серебристые с канавкой на кончике носика – на 10 (Super narrow HG). Многие велосипедисты считают, что лучше пользоваться стандартными штифтами, выжимаемыми из цепи при укорачивании ее до необходимой длины, чтобы гарантированно не было проблем с подбором пинов. По крайней мере, именно так ремонтируется любая цепь в случае разрыва при эксплуатации.
Внимание! При разборке цепи нельзя выжимать штифты с обламываемыми носиками, так как при их установке, отверстия в щечках несколько увеличиваются, а данные штифты изнашиваются сильнее обычных. Их вторичное использование или использование стандартного штифта в этом месте приведет к тому, что вы достаточно легко порвете цепь.
В отличие от Shimano, компании SRAM и KMC теперь продают цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink) для легкой установки на велосипед и снятия. От обычных замков односкоростных цепей данные замки отличаются типом блокировки: ведь в многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без выжимки цепи.
Маркировка цепей
В последние годы Shimano производили цепи следующих типов: Super narrow HG, предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9-10 звезд, HG (Narrow HG) и IG (Narrow IG), предназначенные кассеты на 8 и 7 звезд. Иногда на самых дешевых велосипедах, укомплектованных трещетками Shimano Tourney, также встречаются цепи UG-30 или UG-50 на 6-7 звезд. Цифровой индекс в маркировке, например IG-51, говорит о классе цепи: чем больше число, тем лучше и дороже цепь. Цепи производства SRAM включают информацию о количестве передач и о классе цепи в цифровой индекс, например, PC 971: первая цифра о количестве передач, в данном случае 9, вторая говорит о классе цепи. Сейчас SRAM выпускает цепи на 10, 9, 6-8 передач. KMC разделяет свою продукцию на цепи для 10, 9, 8, 7, 6 и 1 ведомой звезды. Их маркировка достаточно разнообразна (см. таблицу).
Маркировка цепей, присутствующих на рынке в 2014 году, собрана в таблице ниже. У цепей Campagnolo количество передач указано в названии в явном виде.
Цепи Shimano Количество
передач
CN-UG30 5-7
CN-UG50
CN-HG40 7-8
CN-HG50
CN-HG71
CN-HG91
CN-IG31 7-8
CN-IG51
CN-IG70
CN-IG90
CN-HG53 9
CN-HG73
CN-HG93
CN-7701
CN-HG54/74/94 10
CN-HG74/95
CN-M980
CN-5600
CN-6600/6700/6701
CN-7800/7900
CN-HG900 11
CN-6800
CN-9000
Цепи SRAM Количество
передач
PC-830 5-8
PC-850
PC-870
PC-890
PC-951 9
PC-971
PC-991
PC-991 Hollow pin
PC-991 Cross step
PC-1031/1030 10
PC-1051/1050
PC-1071/1070
PC-1091/1090
PC-1091R
PC-X1 11
PC-XX1
Цепи KMC Количество
передач
Z1xx 1
Z5xx
Z6xx
K7xx
K9xx
X1
Z33 5-6
Z50 7-8
Z51
Z51RB
Z72
Z92RB
X8-93
X8-99
Z99RB 9
X9-73
X9-93
X9L
X9SL
X10-93 10
X10L
X10SL
X11L 11
X11SL

На износостойкость цепи, ее вес, прочность и сопротивляемость коррозии влияют такие параметры, как материал, из которого изготовлена цепь, поверхностная термическая и химическая обработка и наличие напыления. Очень приблизительно о классе цепи можно судить (хотя, это не всегда является показателем) по ее цвету. Цепи низкого уровня имеют черную поверхность боковых пластин (чернение, воронение). Цепи среднего уровня – серебристые блестящие (никелировка), высокого – серые матовые. Иногда встречаются цепи с желтовато-золотистым отливом, обычно это цепи невысокого уровня. Некоторые производители сейчас стали делать цепи всех цветов радуги.
Своевременная замена цепей
О том, как правильно определить момент необходимый для замены цепи на новую, написано немало, поэтому я лишь кратко повторюсь. Главная идея заключается в том, что цепь изнашивается в несколько раз быстрее звезд. Это относится к случаю своевременной замены цепи. Если же цепь не поменять вовремя, до наступления критического износа, то сильно изношенная цепь начнет быстро "съедать" звезды кассеты, особенно звезды ваших любимых передач, и тогда вместе с цепью придется менять и ее, а в худшем случае и систему. Поэтому, для экономии средств, цепь необходимо менять несколько ранее, чем она окончательно износится, что позволит обойтись только заменой цепи. Подробнее об этом написано в статье "стратегии замены велосипедных цепей".
Как же определить, пора ли менять цепь или еще рано? Измерение ресурса цепи в километрах не корректно с точки зрения определения ее износа, ведь износ кроме пробега сильно зависит и от многих других факторов. В первом приближении, оценить износ цепи можно одев ее на ведущую звезду и оттянув с одной стороны рукой, как показано на рисунке. Если "дельта" превышает 3-4 мм – цепь может быть изношена. Но обычно, чтобы узнать насколько удлинилась цепь в результате износа в подвижных соединениях, используют хорошую жесткую линейку, штангенциркуль (второй рисунок), специальный калибр, какие выпускаютPark Tool, Rohloff или специальный электронный измиритель, наподобие электронного штангенциркуля. Обычно измерение проводят на натянутом участке цепи в 24 звена (полузвена), длина которого для новой цепи составляет ровно 12 дюймов (полудюймовая цепь) или 304.8 мм. В теории, измерения проводятся при натяжении цепи усилием в 1% от усилия разрыва цепи, которое составляет от 1000 кгс для цепей под Старт-Шоссе до 2000 кгс для ряда современных цепей, т. е. 10-20 кгс. Приведенные в других источниках данные, на мой взгляд, иногда бывают несколько завышены, поэтому я привожу уточненные данные:



Зависимость состояния цепи от ее удлиннения
Удлиннение на
24 звена, мм ( Рекомендации по цепи
0.0-1.5 (0.0-0.5 Цепь в норме.
1.5-2.5 (0.5-0.8 Цепь пора менять.
2.5-3.0 (0.8-1.0 Новая цепь может проскакивать на некоторых передачах, но со временем приработается.
3.0-X.X (1.0-X.X Новая цепь приработается нескоро: необходима замена и цепи, и, скорее всего, кассеты.
Эти данные касаются замены старой цепи на новую. Однако для повышения срока службы цепи, кассеты и звезд системы можно воспользоваться одной из стратегий замены цепей.
Если попытаться ответить на вопрос, цепи какого производителя лучше, а какого хуже, то можно лишь напомнить следующее. Во-первых, качество цепей меняется год от года, и, не всегда в лучшую сторону. Во-вторых, цепи одного типа могут быть лучше у одного производителя, а другого типа у другого производителя. В третьих, имеет смысл сравнивать не названия цепей, а цены в своем регионе на конкретные модели цепей. Что касается моего субъективного мнения, то, пожалуй, производителей можно было бы распределить по снижению параметров цепей следующим образом: Shimano, SRAM, KMC. Причем, дорогие модели KMC вполне конкурентноспособны в сравнении с лидерами..

Ваш комментарий
Отменить